Глава кировской администрации Юрий Кузин ответил на критику, изложенную в материале про уборку снега в городе. Интервью с ним было опубликовано в ВКонтакте в группе «Кольский Север». Ниже текст интервью без изменений.
— Юрий Александрович, в последнее время в нашей группе «Кольский Север» и на других Интернет-ресурсах звучит немало критики в ваш адрес. Не возникает ли у вас желания бросить все и вернуться обратно в Череповец?
— Вы знаете, если руководителя не задевает критика, то руководитель трезво не оценивает ситуацию. Если он не разделяет критику на конструктивную и эмоциональную, то это тоже плохо. В городе острая проблема, связанная с обильными снегопадами, и для меня реакция горожан понятна и объяснима. Тем более, что я практически ежедневно обхожу город и вижу, с какими проблемами сталкиваются люди.
– То есть, у вас нет паники?
– Я стрессоустойчив.
— В недавней публикации на сайте были выделены несколько причин «снежного коллапса»: 1) закупка техники, не предназначенной для работы в северных условиях, 2) «череповецкая» тактика уборки снега, 3) неправильное распределение трудовых ресурсов и 4) слабая работа с управляющими компаниями. Эти причины были сформулированы горожанами, сотрудниками городских предприятий в неформальных разговорах. Если не возражаете, пройдем по этому списку и поговорим о каждой из этих проблем отдельно.
— Хорошо, давайте.
— Что вы можете рассказать про парк снегоуборочной техники ЦМТО, насколько он соответствует своим задачам?
– В настоящее время на балансе ЦМТО 23 ед. техники, в 2017 году у Богатырева было 13 ед. Причем, обратите внимание, в 2017 году техника работала только в одну смену, 12 часов. Сейчас она работает круглосуточно, 24 часа в сутки. Показатель уборки и вывоза снега очень красочно характеризует, что было и что стало.
Данные по технике ЦМТО:
· Автопогрузчик 7 ед
· КДМ 2 ед
· Самосвал 5 ед
· MUVO (содержание тротуаров) 1 ед
· МТЗ («Беларусь) 4 ед
· ТКМ 1 ед
· Урал (шнектор) 1 ед.
· Автогрейдер 2 ед.
Всего 23 ед.
Показатели вывоза снега:
· Сезон 2017-2018 — 111 куб. м (с учетом помощи «Апатита»)
· Сезон 2018 – 2019 — 215 куб. м
· Сезон 2019 – 2020 — 217 куб. м (факт), 450 куб. м (прогноз)
— Вот эта техника, которая сейчас на балансе ЦМТО, она вся рабочая? Или много машин стоит на ремонте?
— На ходу примерно 80% техники. Несколько единиц в ремонте, в частности, сломался грейдер, требуется диагностика. Надо понимать, что техника очень интенсивно эксплуатируется, самосвалы в круглосуточном режиме вывозят по 1500 куб. м снега. Погрузчики работают, практически не переставая, поэтому без текущих ремонтов никак. В среднем коэффициент выхода техники 0,8. Это хороший показатель.
– Есть мнение, что белорусские трактора (МТЗ) не для наших северных условий, ломаются все время.
– Из 23 единиц техники таких тракторов 4 штуки. Этот трактор используется для поджатия снежного вала. Он идет в колонне следом за КДМ (комбинированные машины) и расчищает въезды-выезды из дворов, в другое время проводит антигололедную обработку, прометание.

Эта машина довольно активно используется не только в Кировске, во многих городах Мурманской области и за ее пределами. И для меня, конечно, удивительно, что подвергают сомнению функциональность, работоспособность именно трактора МТЗ.
– Но они в строю сейчас, все эти МТЗ?
– Все в строю, да. Они используются в зависимости от графика работы. Когда идет интенсивная обработка, интенсивное поджатие, они включаются в колонну вслед за КДМ. Если основная работа выполнена, МТЗ включают в те звенья, где они наиболее нужны.

– Я вижу в списке техники всего два грейдера, тем более, как вы сказали, один сломан. Не является ли грейдер остро-дефицитной машиной, которых в парке ЦМТО требуется больше?
– Скорее дефицит в погрузчиках. Исходя из той ситуации, которая складывается сейчас, если бы у нас в наличии было дополнительно еще 10 погрузчиков, эффективность уборки была бы выше. Но мы примерно столько и привлекаем от подрядчиков с учетом потребностей управляющих компаний.
— Планируете ли вы закупать новую технику для уборки снега?
— Увеличивать количество техники и расходы на обслуживание, на самом деле, мы не можем. И в данном случае сдерживающим фактором является доходная составляющая бюджета. У нас достаточно техники для расчистки дорог (я подчеркиваю – именно дорог). И здесь мы близки к нормативным показателям по расчистке. Если мы покупаем хотя бы одну дополнительную единицу техники, мы должны включать в бюджет все годовые расходы на нее и на обслуживающий персонал. И это сумма несопоставимая по сравнению с расходами по аренде техники у подрядчиков. Нам выгоднее в период интенсивных снегопадов привлекать технику на условиях подряда.
Чтобы избежать ситуации дефицита техники в следующем сезоне мы планируем заранее законтрактовать подрядчиков
Вот вся техника, которая есть в наличии у подрядчиков:
· МКДУ 1 ед.
· Тракторы 1 ед.
· Шнекороторы 1 ед.
· Грейдеры 1 ед.
· Самосвалы 19 ед.
· Погрузчики 14 ед
— Хорошо, может быть, еще вернемся к технике. Вопрос, который задают люди, давно живущие в Кировске и помнящие, как обслуживал город Богатырев. Говорят, что раньше убирали так: машина КДМ проходит дороги в дежурном режиме, убирает снег, который выпал. Потом пауза. На дороге образуется снежный накат. Потом ночью или вечером выходит грейдер, который снимает накат. И следом выходит погрузчик с самосвалом для уборки снежного вала. Сейчас в Кировске используются реагенты, соответственно, технология уборки снега изменилась.
– В 2017 году приняли новый ГОСТ, и он четко определил порядок осуществления технологических операций по уборке дорожного покрытия, не оставляя вариантов. Там прописано в какие сроки должна производиться уборка, обработка хлоридами, толщина слоя наката, на каких дорогах может быть накат, какая толщина наката, на каких дорогах накат недопустим. Поэтому здесь каких-то отступлений или фантазий для нас быть не может.
– Но ведь в Апатитах снег так и убирают по-старому?
– Я не могу отвечать за подрядчиков, которые убирают снег в другом городе.
– Менять технологию и отказываться от реагентов вы не планируете?
– Мы убираем в соответствии с законодательными требованиями. Причем ГОСТ определяет не только процесс уборки, но и время реагирования с момента прекращения снегопада — в течение 6 часов мы должны обеспечить расчистку. Поэтому оставлять накат и потом его сдирать погрузчикам… Иногда говорят, что вот, в Финляндии оставляют снежный накат, и все прекрасно. Но у нас в стране другие нормативы и правила. ГИБДД нас очень жестко контролируют с точки зрения соблюдения порядка уборки.
– К вопросу о трудовых ресурсах ЦМТО. Была видеозапись «ВКонтакте», как большая бригада ЦМТО убирает лестницу ДК по всей ширине. Комментарии звучали о том, что это нелогичное использование трудовых ресурсов. Когда автобусные остановки стоят засыпанные снегом, зачем поддерживать имиджевую лестницу во всю ширину?
– Вообще штат людей ЦМТО, которые убирают снег, это 54 человека, из них часть как правило на больничном или в отпуске, по факту получается порядка 46 человек работает. График работы с 6 утра до 14 часов у женщин и до 15 часов у мужчин. Эти люди убирают 58 лестниц по городу, 55 пешеходных участков, 39 остановок, тротуары, социальные объекты, не считая лестницы, которая идет от ДК, территории у стелы. Если люди выполняют работу на участке, за которым они закреплены, их «перебрасывают» на другой участок. Приоритетность уборки определяет руководитель ЦМТО. В каждом конкретном случае я не вмешиваюсь в этот процесс. Мое мнение: «имиджевую» лестницу ДК чистить надо, но приоритет, конечно, в первую очередь социальным объектам, тротуарам и лестницам.
— Информирование о планах уборки дворов и улиц — вопрос, который волнует владельцев автомобилей. В чем трудность организовать информирование не за час до начала уборки, а хотя бы за сутки?
— Сейчас информирование делаем накануне почти всегда. Механизм сбора информации, к сожалению, непростой. Мы долго не могли добиться от управляющих компаний внятного графика уборки, пришлось прикладывать административные усилия, чтобы заставить их делать это. Но есть и вторая проблема – графики и планы уборки не всегда соблюдаются. Дело в том, что комплектация звеньев техники по уборке происходит фактически за час до ее начала, потому что подрядчики сначала обещают управляющим компаниями технику, потом предоставить ее не могут, она ломается, уходит на какие-то другие объекты. Из-за этого обеспечить уборку в нужное время на 100% точно невозможно. Еще один важный момент — это наличие помех в виде транспорта, припаркованного на улицах и во дворах. К одному и тому же участку приходится возвращаться вновь, что ломает график уборки. В целом мы понимаем необходимость наладить информирование заблаговременно и прикладываем к этому усилия.
— В одном из материалов писали о том, что в Европе и США уборка территорий от снега производится по заранее установленному графику, например, вторник-пятницу каждой недели. Люди привыкают к этому графику, понимают, что нарушение чревато штрафами и убирают автомобили со дворов в эти дни. Придем ли мы к такой системе в Кировске?

— Если бы у УК был механизированный ресурс для уборки, который они могли бы прогнозировать и планировать, такая система работала бы изумительно. Сейчас в распоряжении всех управляющих компаний в городе остается 6-9 единиц погрузчиков и 3-4 самосвала. Поэтому на данный момент вопрос не в коммуникациях, а в том, что планировать эту работу как следует невозможно из-за недостатка техники.
— Недавно мы подняли смету нашей управляющей компании «Партнер Плюс», увидели, что в тариф на содержание жилья на механизированную уборку снега выделен 1 рубль 32 копейки с квадратного метра. В перерасчете на сезон, это 81 тысяча рублей с дома. За эти деньги погрузчик должен был приезжать к нашему дому 30 раз. Мы видели его за зиму всего 5 раз от силы. Что вы рекомендуете делать в этом случае?

— Необходимо, конечно, видеть договор с управляющей компанией, чтобы что-то рекомендовать, но если все действительно так, как вы описали, со стороны жильцов было бы правильно потребовать от управляющей компании сделать перерасчет.
Средний тариф на содержание жилья по Кировску 23 рубля, и в этом среднем тарифе на снегоуборку заложено 50 копеек. То есть, с дома выходит порядка 2000 рублей в месяц. Это плохо стыкуется со стоимостью часа работы погрузчика 2500 рублей, а если еще запланировать вывоз снега самосвалом, этого явно недостаточно для нормальной уборки двора от снега.
— Насколько я понимаю, дело все же не в тарифе: если увеличить расходы на трактор в два раза, допустим сделать не 50 копеек с метра, а рубль, квартплата в целом вырастет всего на 100 рублей в месяц. Для любого квартиросъемщика это несущественно.
— Но люди как правило не идут на это. Иногда управляющие компании предлагают даже целевым образом собрать с дома деньги на разовую уборку снега, а люди говорят «Нет, мы не будем это делать».
— Потому что видят, что даже заложенные в тариф деньги не тратятся целевым образом. На примере дома по Ленина 30, где тарифа на снегоуборку вполне достаточно, однако трактор вместо 30 раз за зиму приезжает всего 5 раз.
— В вашем случае, как я говорил, важно зафиксировать это и потребовать перерасчета.
— Как я понимаю, основная проблема все же в том, что в городе не хватает подрядчиков, которые бы давали управляющим компаниям в аренду погрузчики для уборки снега. Нехватка техники у подрядных организаций основная причина сбоя режима уборки дворовых территорий?
— Именно.

— Что может сделать администрация города в этой ситуации?
— Наша задача помочь подрядным организациям нарастить свои ресурсы за счет гарантированного заказа. Если подрядчики получают гарантию контрактов на аренду техники от города Кировска, плюс, управляющие компании формируют аналогичные заказы, подрядчики могут просчитать свою экономику, закупить технику, или взять в лизинг.
Что касается муниципалитета, в следующем сезоне мы увеличим финансовый резерв на аренду снегоуборочной техники с учетом опыта этой зимы. Мы понимаем сколько единиц, какой именно техники нам потребуется
— Работают ли претензии и требования в адрес управляющих компаний?
— В этом году рейды по дворам мы делаем ежедневно. С начала 2020 года составлено 181 требование, из них 143 выполнено. Сумма административных штрафов, выставленных в адрес УК на 19 февраля составила 320 тысяч рублей.
— То есть, в основной массе управляющие компании выполняют ваши требования?

— Выполняют. Наш опыт показывает, что с УК можно выстраивать продуктивный диалог. Но вот я иду по городу и вижу, что на некоторых домах, по которым мы делали замечание, наледь на крышах так и не удалена. Управляющие компании на это отвечают, что бригады заняты на других объектах, а привлечение к работе непрофессионалов чревато повреждением кровли, протечками, тяжелыми ремонтами в зимних условиях.
Как решить проблему с льдом на крышах? Очень просто — восстановлением теплоизоляции на чердаках
В домах даже со скатными кровлями, где отремонтирована теплоизоляция, наледь не образуется. В домах, где кровлю отремонтировали, а теплоизоляцию чердака нет, как, например, на Хибиногорской 28, потоки текут. Один поток – конденсат внутри дома, второй — снег, который тает снаружи, течет по поверхности кровли.
Но есть и другой пример – дом по Ленина 23-а. Там на чердаке восстановлена теплоизоляция, а на кровле смонтирован теплообогревающий кабель, который предотвращает образование снежных гребней и наледи. Мы с трудом убедили жильцов использовать эту систему, люди говорили: «Зачем мы будем тратить электроэнергию, когда лед можно просто сбивать?» Пришлось долго объяснять, что любое механическое воздействие на кровлю чревато повреждениями и расходами на ремонт. Теперь эта практика есть, кабель настроен, на крыше зимой делать нечего – туда даже подниматься не надо.
Тема теплоэнергосбережения для Кировска очень актуальна. В прошлом году мы перевели все детские сады на закрытую систему водоподготовки, установили автоматизированные теплопункты и получили экономию, которая позволяет за полтора-два года окупить расходы по установке этой системы. На основе этого опыта мы проработали пилотный проект по 15 домам, которые относятся к УК «Горэлектросеть», и планируем в ближайшее время внедрить там систему теплоэнергосбережения. Готовы помочь реализовать этот проект и в других УК, было бы желание жильцов.
— Возвращаясь к уборке снега. Некоторые владельцы автомобилей оставляют машины прямо под знаком «Стоянка запрещена», на которой нарисован эвакуатор. У нас вообще хоть раз кого-то эвакуировали?
— С ГИБДД мы взаимодействуем очень плотно, фактически в ежедневном режиме передаем им информацию по тем участкам, которые мы планируем убирать, просим помочь найти автовладельцев, убрать транспортные средства. Эффективность этого взаимодействия, к сожалению, пока невысокая, на что недавно обращала внимание прокуратура города. С моей стороны давать какие-то оценки работе ГИБДД будет неэтично, так или иначе, мы стараемся повысить качество партнерского взаимодействия с ними.
— По идее, для людей должна быть какая-то альтернатива, куда убрать автомобили, когда они не могут припарковаться во дворе. Стоянки, парковки?
— По идее – да. Но, попадая под снегопады мы находимся в ситуации острого дефицита уборочной техники. Мы рассматриваем варианты создания таких парковок и стоянок, но главный приоритет для нас это уборка снега у социальных и других важных объектов. Не всегда получается использовать технику для дополнительных операций.
— Чисто на обывательском уровне, эта ситуация, когда в каждом дворе мусорные баки стоят развороченные, потому что мусороуборочная машина не может проехать к ним, потому что двор не почищен, потому что управляющая компания не может найти погрузчик. Можно ли эту ситуацию преодолеть в следующем году?

— Можно, и это будет сделано.
Мы постараемся состыковать интересы жильцов, управляющих компаний, подрядчиков. Подрядчики не будут двигаться в этом направлении, если не будет гарантии окупаемости приобретаемой техники. Эти гарантии им дадут заказчики в лице администрации города и управляющих компаний.
Беседовал — @Илья Долинин
Отправить ответ