На въезде в Кировск недавно установили световое табло. В центре круговой развязки на огромной поляне изначально просилось что-то особенное. И вот теперь роль визитной карточки города выполняет огромный цветной «планшет» — еще один повод полюбоваться и порадоваться за город. Спасибо авторам этого проекта! Объективности ради отметим и его минусы, для чего обратимся к международному опыту.
Начнем издалека. Первые круговые развязки появились в Нью Йорке в 1905 году. Они пришли на смену традиционным перекресткам как более безопасный вид движения. Но в целом американцы народ достаточно консервативный, поэтому до сих пор в Америке осталось немало крестообразных развязок. Зато в Европе, где безопасностью движения озабочены посильнее, опыт обустройства круговых развязок пошел «на ура».
В начале прошлого века первую круговую развязку построили французы в Париже. И к настоящему времени во Франции их уже более 500 тысяч! За Францией подтянулись и другие европейские страны. Если вы путешествовали на машине по современной Европе, то обратили внимание, как много там развязок с круговым движением. В некоторых городах перекрестки отсутствуют вообще. И даже самые небольшие пересечения второстепенных улиц там нередко заменяют круговым движением.
Мэры европейских городов также вскоре обратили внимание на то, что в центре круговых развязок возникает пустое место, в которое «просится» какая-либо городская достопримечательность — памятник, скульптура или знак. Особенно, если речь идет о развязке на въезде в город.
После первых экспериментов с установкой таких знаков обнаружилось, что их изображения распространяются среди туристов вирально и вносят вклад в популяризацию города. Теперь такие знаки устанавливают именно для «хайпа». Их смысл — привлечь на это место больше туристов.
В той же Швейцарии их огромное количество. Каждый год транзитом через Швейцарию проезжают сотни тысяч пассажиров, водителей, дальнобойщиков, туристов — именно они и являются первыми и главными потребителями этого «дорожного искусства» . Ниже примеры «креативных» круговых развязок Швейцарии.
Вернемся теперь в Кировск. Световое табло — это прекрасно. Но никакой туристической виральности в нем нет.
В этой связи возникает вопрос, кто вообще отвечает за подобные проекты? Кто решает, что установить в «хайповом» месте? Очевидно, что у этого человека или группы людей не слишком развито художественное мышление, да и задача придумать здесь что-то креативное перед ними вряд ли стояла. Очень жаль.
Второй момент: большая часть контента на табло посвящена восхвалению «Фосагро».
Идет настолько интенсивная реклама «Фосагро», как будто покупатели апатитового концентрата каждый день проезжают по этой развязке.
Между тем, целевая аудитория компании здесь появляется раз в год — на день горняка. В основном по развязке проезжают обычные горожане, которые и так в курсе дел «Фосаро». И у них эта избыточная брендированность вызывает только легкое раздражение.
Тем более, что символики «Фосагро» в городе и так хватает.
Лучше, чтобы туристического контента было 90%, а «Фосагро» посвящено 2-3 слайда. Туристы не дураки, они и так поймут, кто вкладывает в город деньги.
В Кировске вообще отсутствуют креативные инсталляции. Очевидно, что власти и градообразующее предприятие не понимают их потенциала, хотя постоянно говорят о необходимости привлекать в город туристов. Где сейчас фотографируются туристы? У «горнячка», который стоит рядом с музеем.
Отличная идея была установить его. Но ведь не одной только горной промышленностью живут Хибины. Вспомните, недавно кто-то разместил в горах «меч короля Артура». Так об этом написали все газеты, все группы ВКонтакте, изображение разошлось массово по Интернету. Отличная получилась реклама для туристов.
Напишут ли туристы об этой визитке Кировска? Разместят ли ее в своем инстаграме?
Автор, всё правильно и по существу. Не было бы Хибин, не было бы и апатита с его историей. Но про сами горы всеми силами стараются умолчать, отодвигая их на «дальние ряды». Минерал апатит ошибочно или намеренно считают единственной ценностью Хибин. А компанию Фосагро — единственным гарантом экономической стабильности Апатитско — Кировского района.