Городу Кировску скоро исполняется 90 лет. В такие даты принято вспоминать прошлое и говорить о планах на будущее. Сегодня пост о том, какие стереотипы «живут» в головах людей относительно перспектив развития Кировска, мешая смотреть вперед незашоренным взглядом 🙂
1.Город находится вдали от цивилизации, в горах, в тупике. Это главное препятствие его развитию
Давайте представим, что Кировск находится в центре России, на равнине и вблизи какой-нибудь крупной транспортной магистрали. Людей здесь много, поэтому сюда приходят девелоперы и крупные коммерсанты. По обкатанной схеме они строят здесь «человейники» — микрорайоны с высотной застройкой. В этих микрорайонах, на радость людям, есть парки, детские площадки, фитнес-центры. Однако это лишь иллюзия благополучия. «Человейники» весьма не экологичны, неудобны для людей и экономически не состоятельны. Их нельзя развивать — только ремонтировать. Через 10 лет начинаются обычные хозяйственные проблемы: требуется замена труб водоснабжения, ремонт дорог, тротуаров и так далее. Из-за абсолютной негибкости, эти микрорайоны генерируют мизерное количество доходов в бюджет, зато приносят огромные убытки в эксплуатации. Результат — жесткий финансовый кризис и упадок.
То, что Кировску не грозит этот сценарий — огромное благо для города. Кризис инфраструктуры Кировск поймал именно сейчас, по истечение 90 лет с момента своего основания (что, кстати, свидетельствует о правильном подходе к планированию города предыдущими поколениями). Если бы город развивался по сценарию, описанному выше, через десяток лет его ждал бы финансовый коллапс из-за наложения одного кризиса на другой.
В нынешней ситуации у города неплохие перспективы, связанные как раз с тем, что город активно ищет варианты интенсивного, а не экстенсивного развития. Проще говоря, пока другие города растут вширь за счет утопических проектов, Кировск учится извлекать максимум преимуществ на своей ограниченной территории.
2. Город слишком маленький. Здесь мало людей, идет отток населения, город умирает
Мало людей — больше благ на душу населения! Отток население действительно есть, но продвинутая молодежь понимает и то, что Кировск один из лучших вариантов обосноваться и строить семьи. Здесь есть мощное градообразующее предприятие, пока еще дешевое жилье, низкоконкурентные ниши для торговли и общепита, уникальные возможности для занятий спортом, уникальная природа. А еще очень быстро развивается авиасообщение. Перелет из Апатитов в Москву можно купить за 3900 руб (S7). Если кто-то помнит, во времена расцвета СССР наши отцы летали пиво пить на выходные в Питер на АН-24. Сейчас складывается похожая ситуация: цены на авиаперелет падают, количество рейсов увеличивается. Возрастает мобильность людей, которая снимает вопрос изоляции от мира.
Да, на каждый из приведенных выше тезисов можно найти контраргументы. Но если сравнивать со среднестатистическим российским городом, Кировск находится в выигрышной позиции. Так что весьма вероятно, что население города скоро восстановится до оптимального значения в 30-40 тыс. человек.
3. Город строили без учета развития личного автомобильного транспорта, многие дороги и проезды теперь надо расширять, однако места — нет
И хорошо, что нет места для расширения дорог! Широкие городские дороги, как признали уже во всем мире — это зло. Когда вы приезжаете на автомобиле в Новрегию (Испанию, Италию, Нидерланды и пр), вас удивляет то, какие узкие там дороги внутри отдельного населенного пункта.
Почему это так?
Первая причина в том, что по статистике чем шире дорога, тем больше на ней ДТП. Можете заглянуть в историю трассы Кировск — Апатиты, наиболее страшные аварии случались на самых широких ее участках, например, в районе старого аэропорта или отворотки на АНОФ-2.
Вторая причина в том, что широкие дороги и развитие всяческих удобств для автомобилистов лишает город людского трафика. Люди исчезают с улиц и начинают больше передвигаться на машинах, чем ходить пешком. Посмотрите, как выглядела ул.Хибиногорская в 50-е годы прошлого века:
И как она выглядит сейчас: прекрасно отремонтированная пустая улица.
Вернуть пешеходов на улицы означает вдохнуть новую жизнь в город, ведь именно пешеходы, а не автомобилисты, являются двигателем экономики города. Как это сделать? Ремонтировать тротуары, обустраивать новые пешеходные переходы, запрещать движение транспорта там, где это мешает людям.
4. Чтобы сделать здесь настоящий курорт, надо построить ресторан за 1 млрд руб. и другие крупные туристические объекты
Ресторан на вершине горы — это, безусловно, классно, зрелищно, ярко.

Но если честно, разве без этого ресторана курорт в Хибинах был невозможен? В Италии есть живописное место на озере Брайес, куда ежегодно приезжает огромное количество туристов, гораздо больше, чем в Хибины.
Туристы приезжают сюда ради природы и гор. Надо ли, в логике кировского проекта, строить ресторан на вершине вон той горы, чтобы туристов приезжало больше? Разумеется нет. Это никак не повлияет на туристический поток на озеро Брайес. Что действительно влияет на выбор этого места путешественниками, так это удобный отель рядом с озером и туристические маршруты в горах, по которым может ходить любой желающий.
5. Фосагро тратит огромные средства на развитие города Кировска
Давайте вспомним, чем недавно закончился экологический конфликт «Норникеля» на территории, где действует это предприятие: не только рекордным штрафом в 146 млрд руб., но и обязательством вложить более 150 млрд рублей в сам город — в строительство новых медицинских объектов, реновацию жилфонда и прочие удобства для горожан.
150 млрд рублей — вот это огромные средства. А то, что Кировск сейчас получает от «Фосагро» и рядом не стоит 🙂
Но Кировск, конечно, должен быть благодарен «Фосагро» за помощь. Ведь это раньше, во времена СССР инфраструктура города была «зашита» в себестоимость продукции, а теперь получить что-то от компании помимо налогов (да и то не всех) можно только через благотворительность. В разгар пандемии компания выделила АКЦГБ помощь примерно на 400 млн руб. В этом году заработал построенный на средства «Фосагро» проект «Дрозд», затраты составили, предположительно, 150 млн руб (точных цифр у нас нет). А еще есть «Ледовая арена», которую «Фосагро» софинансировало вместе с правительством региона (порядка 700 млн руб), есть бассейн, есть спорткомбинат, дворец культуры, мраморная лестница, музей-башня, стадион и, конечно, горнолыжный комплекс.
Правда, горнолыжный комплекс эксплуатирует не город, а ООО «Тирвас». Понятное дело, эти доходы компенсируют лишь часть затрат на создание горнолыжного комплекса, но сама по себе система выстраивается замкнутая: они строят, они эксплуатируют, они возвращают себе затраты.
А городу с этого что?
Иногда говорят, что мол, благодаря этому туристы приезжают и создают спрос на услуги в городе. Действительно, порядка 50% времени приезжие туристы проводят в городе. Вот в таком:
6. Концепция развития Кировска на годы вперед — это сложный документ, создать который под силу только приезжим специалистам из Москвы (Череповца)
Это тоже стереотип, который искажает действительность. Напомним, что один раз «приезжие специалисты» уже нарисовали Кировску концепцию развития на 30 лет вперед за круглую сумму, и оказалась она не только оторвана от реальности, но и абсолютно не адекватна историческому пути развития города.
Чтобы создать стратегию развития города, надо по нему ходить ногами. Дальние стратегические планы рождаются из небольших работающих проектов. В цивилизованных странах практикуют именно такой подход к развитию городов: пошаговые улучшения того, что представляет собой главные проблемы населения. Давайте спросим кировчан, решает ли ресторан на горе их проблемы?
В Кировске основные боли населения сосредоточены на простых и понятных вещах:
- жилфонд
- дороги
- тротуары
- дворы
- вывоз мусора
- транспорт
- исторические здания
Понятное дело, что в бюджете города заложены средства на поддержание каждой из этих составляющих, но в таком микроскопическом размере, что город лишь деградирует, ни о каком развитии и речи нет. Простой пример: этим летом в Кировске отремонтировано всего 6 дворов из 120, всего 3 дома из 250.
Перечисленные выше сферы необходимо финансировать в объемах, превышающих нынешние в десятки, если не сотни раз. И не только для того, чтобы навести в городе порядок. Еще и для того, чтобы экспериментальным путем выйти на нужные технологии, методы и подходы, которые будут эффективно работать десятилетия вперед.
Основа этого процесса — обычные люди. На их мнения, идеи важно ориентироваться в первую очередь. Это не мы сказали, это сказал Владимир Путин. Президент также отметил недавно, что инфраструктура городов — одно из самых важных направлений развития страны:
«Все мы понимаем очевидную вещь: опережающие вложения в инфраструктуру — это залог, прочная база экономического роста, важнейший фактор для улучшения качества жизни наших граждан»
Лучшим подарком городу к его 90-летию могла бы быть программа его развития и благоустройства, созданная не внешними экспертами, а местными властями, «Фосагро» и жителями города Кировска вместе. Дождемся ли?
Ну если помянули Италию, то наверное изучали их опыт. Некоторые курорты начали развиваться где то в 80 х до этого это деревеньки в горах население которых бедно и занимается сельским хозяйством и извозом грузов по кривым дорогам через перевалы, т.е. ни рудников ни чего другого. В 80 е активно строятся тоннели и хорошие дороги, в зачуханные долины приходят люди готовые вложить деньги при этом они понимают что мгновеной отдачи не будет. Все создается шаг за шагом. Хоз дворы перепрофилируются в кафе и гостинницы, появляются новые службы и сервисы, люди буквально рассыпаются перед гостями лишь бы клиентам было интересно, ищут новых… Подробнее »
Павел, да, круглогодичный туризм надо развивать, все верно. Но для Фосагро Кировск — это не мелкий проект 🙂 Это родина компании. Предприятие строили спецпереселенцы, которых сюда свезли вагонами с 1930 году, эти люди и город тоже построили. Целью создания города было апатитовое производство, которое после развала СССР стало собственностью «Фосагро». В Кировске находятся рудники «Фосагро», главные производственные активы, которые приносят компании огромные прибыли. Абсолютно несправедливо, что компания богатеет, ее собственники в первых списках «Форбс», а город при этом выглядит все хуже и хуже, становится все беднее и беднее.
Все это я знаю, сам вырос в Кировске, нынешние хозяева это увы давно не те кто строил. Вкладывают мало. Я не зря сделал сравнение с помянутой Италией. Когда я первый раз приехал и увидел как там мне стало интересно что было раньше и когда и как начали. Поразило именно то что ни рудников ни шахт не было — Альпы в этом плане бедные горы. И движуха то началась довольно поздно. Но увы Кировску даже с безусловным прорывом в последние годы далеко до них. Я думаю монополия в данном случае для Кировска тормоз, производство для них важнее. Такая же ситуация и… Подробнее »